22 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, епископ Галичский и Макарьевский Алексий совершил повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком Макариево-Унженском мужском монастыре г. Макарьев. Преосвященному владыке сослужили: игумен Варфоломей (Коломацкий), настоятель храма Рождества Христова г. Макарьев протоиерей Алексий Огиевич. Согласно уставу богослужения, по окончании повечерия преосвященнейший владыка испросил прощения у духовенства и молящихся, после чего обратился ко всем с архипастырским словом: «Сейчас мы завершили ежевечернее чтение Великого Канона преподобного Андрея Критского. В течении четырёх вечеров мы слышали поэтическое изложение событий Священного Писания, указывающих нам путь покаяния и очищения от грехов. В тропарях и ирмосах покаянного Канона мы слышали похвалу покаянию. Призыв к вниманию в отстранении от обыденности. Именно поэтому Канон читается в самом начале Великого поста, чтобы с первых дней Святой Четыредесятницы показать человеку пример следования по пути покаяния, ведь покаяние — это основная цель поста. Воздержание от скоромной пищи – это лишь одно из эффективных средств, способствующих покаянию. Если весь пост свести только к воздержанию в пище, смысл поста меняется. Он превращается в интеллектуальную диету, и ничего более.
Во время сегодняшнего чтения канона мы слышали призыв к высокому богословию. Через это слышание и слушание каждый, находящийся сегодня в храме, смог приобщиться созерцанию и Богомыслию. С покаянным чувством мы слушали одно из удивительнейших великопостных песнопений: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Удивительно по смыслу само обращение! Призыв к пробуждению души. Обращение собственного «Я» к Душе. Мы часто слышим выражение: «Чужая душа – потемки». Но в силах ли мы и возможностях постичь свою собственную душу? В каждом из нас присутствует та глубина, которую знает только Господь. Когда мы все вмести, единым сердцем и единой мыслью, со всей Церковью поем канон святого Андрея Критского, мы необъяснимым образом, через живое слово, прикасаемся к этому непознаваемому и непостижимому, открывающемуся для нас в милосердии, приближаемся к познанию самих себя и Бога в себе. Мы начинаем замечать свет Веры в душе каждого находящегося в «церковной ограде». И священнический возглас на Литургии Преждеосвященных Даров про Свет Христов звучит для нас иначе!
Свет Христов просвещает всех. Этот Свет мы стяжаем в душе нашей, этот Свет мы стяжаем в храме Божием, этот Свет мы несём всему миру. Мы можем стяжать Свет Христов только в ограде дома Божия. Имеющий свет, во свете прибывает! Ищущий свет, свет стяжает! Стремящийся к свету, в свете ходит! Мы произносим слова «Великий пост» и очень часто думаем, что он дан нам в наказание. Иногда мы считаем, что этот пост дан для смирения. Это все заблуждение! Великий пост дан нам в награду, чтобы мы могли устремиться по стопам Божиим, чтобы мы не только могли читать об исполнении заповедей и говорить о них, но могли на деле следовать Христу всю эту Святую Четыредесятницу. Как Господь удаляется в пустыню на сорок дней, так и мы удаляемся в пустыню от страстей и грехов, прибегаем к Богу. Уходя в пустыню человеческого жития, в пустыню своего созерцания, в пустыню бдения своей жизни, человек может видеть Бога, человек может слышать Бога, человек может найти Бога. Тогда мы можем открыть дверь нашей души для покаяния. Мы можем сказать: «Что душе моя ? Почто грехами богатееши?». Наша душа сможет воспрянуть от сна и мы сможем сказать: «Велик этот пост, так как приводит нас к величию Божию!».
Пресс-служба Галичской епархии